пятница, 28 сентября 2012 г.

Секреты гомеопатии

Ирина Буракова

"Единственное назначение врача заключается в быстром, возможно легком и надежном исцелении."

С.Ганеман. "Органон врачебного искусства"

Вступление


В серии статей о гомеопатии я хочу посвятить вас в её "секреты".
Хотя гомеопатия насчитывает историю более 200 лет, но до сих пор она для многих является непонятной и загадочной и её сопровождают различные заблуждения.



В беседе со своими однокурсниками меня поразило то, что умные люди с учёными степенями судят о гомеопатии, практически не зная её методики, основываясь на недостоверной информации и бытующих мифах. Гомеопатия отнесена ими в разряд «бездоказательной медицины», будто более чем 200-летняя практика не может быть доказательством её эффективности.

В своё время и генетика была признана лженаукой. Пока не пришёл её час и учёные нашли носитель наследственной информации – ген. Так и с гомеопатией. Она есть, существует, и то, что не смогли пока увидеть действующее вещество, вовсе не умаляет её значение. Ни один шарлатанский метод не продержится длительное время. А уж 200 лет и подавно…

Итак, знакомьтесь: Её Величество – ГОМЕОПАТИЯ!


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГОМЕОПАТИИ

Понять гомеопатию, не зная истории её создания невозможно. Вот краткое её изложение.

Более 200 лет назад, жил в Германии врач, профессор Лейпцигского университета Фридрих Самуэль Ганеман (годы жизни 1775-1843). Это был очень одарённый, неординарный,  высокообразованный человек, хорошо разбиравшийся в химии и фармакологии, знавший несколько языков.

Медицина в то время была малонаучная, применялись нарывные пластыри, кровопускания, пиявки и т.п. средства, а также ядовитые вещества вроде ртути, без достаточного научного обоснования, и больные выживали, скорее, не благодаря лечению, а вопреки ему.

Самуэль Ганеман был врачом очень добросовестным, из тех, для кого важен результат, а не слава и гонорары, и современная медицина глубоко его разочаровала. Он решил зарабатывать деньги переводами научных медицинских статей. 

Однажды, переводя «Лекарствоведение» эдинбугского профессора Куллена  о действии хинной коры, он обратил внимание на то, что симптомы от воздействия хины очень похожи на симптомы малярии. Но хинная кора применялась именно для лечения малярии. 

Пытливый ум Ганемана сразу сопоставил эти два момента, и у него родилась мысль: а не потому ли хинная кора лечит малярию, что симптомы отравления ею похожи на симптомы этого заболевания? Приняв порошок хины, Ганеман получил лихорадку, точь-в-точь повторяющую малярийную, хотя сам был совершенно здоров. Так родилась гипотеза подобия: подобное лечится подобным (similia similibus curantur).

Как добросовестный учёный, Ганеман поднял литературу от своего времени до Гиппократа, 6 лет изучал эту тему, испытывал действие принципа подобия на близких (членах семьи и своих коллегах-почитателях) и убедился в правоте своей гипотезы. 

В литературе он нашёл массу примеров, когда излечение наступало тогда, когда лечение проводилось по принципу подобия. Все искусные врачи достигали искусства в лечении, неосознанно применяя принцип подобия. Среди них такие авторитеты как Бартолин, Фаллопиус и множество других.

У самого Гиппократа Ганеман нашёл такое изречение: «Подобное лечите подобным, противоположное противоположным». Но Гиппократ не объяснил, как лечить подобным и исторически сложилось так, что первый принцип (подобия) был благополучно забыт, и европейская медицина пошла по второму пути – противоположности. И никто не замечал, что случаи счастливого излечения наступали именно тогда, когда врач нечаянно находил подобное случаю лекарство.

Лечение по принципу подобия предполагает подбор такого средства, которое в материальных дозах вызывает симптомы, схожие с симптомами заболевания. 

Например, при передозировке пищевой соли (хлористый натрий) возникает неутолимая жажда, затем отёки, от соли повышается артериальное давление. В гомеопатических же дозах многие заболевания, имеющие эти симптомы (сахарный диабет, гипертоническая болезнь и др.) препаратом соли излечиваются. 

Ужаление пчелой приводит к отёку, сопровождающемуся жгучей болью. Гомеопатические дозы препарата из пчелы снимают отёки, схожие с отёками от пчелиного яда и лечат заболевания, проявляющиеся подобными симптомами. 

Картина отравления цикутой, которые перед смертью мужественно описал Сократ, отравленный ею по приговору суда, показывает, в каких случаях может быть полезен болиголов (по картине отравления установили, что это был болиголов). И гомеопаты используют болиголов, в частности, при заболеваниях, начинающихся с паралича ног.

Один мой коллега-гомеопат недавно поделился со мной опытом первого применения принципа гомеопатии. Ему в студенческие годы удалось спасти человека от анафилактического шока после ужаления пчелой. Он быстро приготовил средство из этой самой пчелы, растерев её и разведя в водке. Так знание принципа подобия дало возможность сохранить жизнь мужчине.

Из моих собственных воспоминаний об успешном применении принципа подобия. В студенческие годы на кафедре гинекологии преподаватель (не помню уже его имя), учил нас, что маточное кровотечение, с которым не удаётся справиться, можно остановить введением гепарина, снижающего свёртываемость крови. Как-то он убедительно сумел обосновать этот феномен.

Один мой коллега, будучи студентом ещё 4-го курса, во время прохождения врачебной практики, поделился со мной опытом своих старших коллег, что гипертонический криз, который не удаётся купировать гипотензивными средствами, можно снять инъекцией кофеина, повышающего артериальное давление. Этому его научил знакомый врач скорой помощи. 

И уже из собственной практики. На курсе пропедевтики нас учили, что отёк лёгкого снимается инъекцией морфия внутривенно. Это никак не было «научно» обосновано, но практика доказывала эффективность такого метода.

На старших курсах, на лекции по госпитальной терапии, профессор  сказала, что применение наркотиков при этой патологии, с точки зрения науки, неграмотно. А грамотно – это применение ганглиоблокаторов, вызывающих перераспределение крови из малого круга кровообращения в большой. 

Но когда я, в роли молодого врача Тернейской больницы, в первый же день своей самостоятельной работы столкнулась со случаем отёка лёгкого, то ни о каких ганглиоблокаторах в этой районной больничке не слышали, и его, естественно, там не оказалось. Я была в полной растерянности, так как не могла «грамотно» оказать помощь. И тут на помощь пришёл старший коллега-терапевт. «Да вколи ты ей кубик морфия!», - порекомендовал он. Выхода не было, и пришлось применить «неграмотный» метод – наркотик внутривенно. Но больная была спасена!

И только изучив принцип подобия, я поняла грамотность назначений в выше перечисленных случаях. Мой однокурсник и одногруппник, испытав на себе действие принципа подобия, стал последователем гомеопатического метода, в чём впоследствии не раз выражал мне сердечную благодарность и признательность.

Этот метод лечения Ганеман назвал гомеопатией – подобный болезни (гомео – подобный, патия – болезнь) в противоположность аллопатии – противоположный болезни. Казалось бы, вполне логично применять при кровотечении кровоостанавливающее, при боли – обезболивающее, воспалении – противовоспалительное средство. 

На практике же это приводит к дальнейшему прогрессированию заболевания, к переходу его в хроническое, с ухудшением общего состояния здоровья, с чем и столкнулась современная официальная медицина. 

Ведь то же кровотечение не возникло само по себе, ему была предшествующая причина. Например, геморрою предшествовал застой в нижней полой вене, воспалению переохлаждение или что-то ещё, боли – травма и т.д.  Лечение же по принципу противоположности приводит к подавлению симптомов.

Но вернёмся к основоположнику гомеопатии. Итак, господин Ганеман, убедившись в действенности принципа подобия, стал применять его на практике и получать чудесные результаты излечения, что весьма раздражало его коллег-аллопатов. Одно огорчало мэтра, что происходило это достаточно болезненно – порой через сильное обострение, что тяжело переносилось больными.

Тогда Ганеман начал снижать дозировки. И, о чудо, чем больше он уменьшал дозу, тем более быстрым, мягким и глубоким было излечение. «Лечение должно быть лёгким, быстрым, верным и безопасным», – сделал он вывод.

В 1796 году в свет появилась статья «Опыт нового принципа нахождения целительных свойств лекарственных веществ» в медицинском «Журнале Гуфеланда».  Так родилась гомеопатия.

Главный  труд Ганемана «Органон врачебного искусства» лёг в основу нового направления в медицине  и с него начинают изучение гомеопатии все врачи мира.

Лучший способ понять метод - 
первоисточник. Читайте и Вы  "Органон врачебного искусства"

2 комментария:

  1. Ирина, познавательная тема. Непременно буду следить за ее развитием. Я думаю, что-то полезное для себя обязательно увижу. Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Елена, за комментарий.Надеюсь и дальше быть для Вас полезной

    ОтветитьУдалить